Рефераты. Коллекция рефератов


  Пример: Управление бизнесом
Я ищу:


Реферат: Взаимосвязь основных и специальных пpинципов пpи pегулиpовании международных отношений по охpане окpужающей сpеды

? 1999 г. Н.А. Соколова

Взаимосвязь основных и специальных пpинципов пpи pегулиpовании международных отношений по охpане окpужающей сpеды

Общепризнанные принципы международного права, являясь нормами императивного и наиболее общего характера, отражают его главное содержание, определяют природу международного права. Идея, заключенная в каждом принципе не меняется, остается стабильной, при этом конкретизация его содержания и развитие может происходить очень активно.

Прогрессивное развитие основных принципов отражает упрочение позиций морали в международной жизни. Взаимодействие морали с международным правом становится все более тесным. Важнейшее проявление этого процесса состоит в том, что "основные положения международной морали находят все более полное отражение в основных принципах международного права, в силу чего последние приобретают также высшую нравственную силу".

Сфера действия основных принципов универсальна не только по субъектам , но и по видам международных отношений, которые подвергаются их воздействию. Данное положение подтверждает регулирование международных отношений по охране окружающей среды, в том числе и основными принципами международного права. Принципы могут действовать и прямо, и опосредованно, оставаясь главным системообразующим фактором международно-правовой системы. В свете универсального характера основных принципов международного права относительно их распространения на все существующие и поддающиеся правовому регулированию, а также на могущие возникнуть соответствующие международные отношения, отраслевые (специальные) принципы международного экологического права (МЭП) могут рассматриваться только как общепризнанные нормы международного права.

В связи с тем, что международная система является децентрализованной, политический фактор в регулировании отношений подчас превалирующим над правовым, то для разрешения той или иной ситуации в международных отношениях нередко руководствуются интересами политической целесообразности, не принимая во внимание, что комплекса созданных норм, в том числе наличия основных принципов, достаточно для решения возникающих проблем через право. Государства, как главные составляющие международного сообщества, охотнее идут на определение общих начал упорядочивания их отношений в форме принципов, которые представляют собой главные международные обязательства и должны выполняться. Следовательно, и наполнение их конкретным содержанием является очень важным.

Общие принципы международного права составляют основу регулирования и отношений по использованию и охране окружающей среды. Поэтому вывод профессора М. И. Лазарева о том, что "морское право не только опирается на принципы общего международного права, но и активно их "перерабатывает", а общие принципы преломляясь, воспринимают определенную специфику морского права", справедливо и для МЭП.

Установление специальных принципов МЭП не должно нарушать основных принципов международного права. Сознательно создается положение, когда специальная норма не отменяет общую, а скорее служит ее проявлением. Говоря о принципах международного права вообще и специальных принципах МЭП в частности, следует отметить, речь идет не о законах самого права как формы общественного сознания, а о таких его нормах, которые имеют наиболее общий характер и позволяют поддерживать ту степень цивилизованности в отношениях между субъектами международного права, которую последние посчитали приемлемой в плане сочетания своих интересов.

Pоль основных принципов международного права определяется не только их главенствующим положением в иерархии международно-правовых норм, но и тем, что вследствие признания со стороны практически всех государств они обладают регулирующими возможностями применительно к той или иной международной ситуации, возникающей в области охраны окружающей среды, напрямую. Конкретные же международные нормы могут применяться только непосредственно с согласия, специально и каждый раз требуемого от отдельного государства, что бывает делом долгим, сложным, иногда невыполнимым. Единый комплекс основных принципов "направляет и коррегирует весь процесс международно-правового регулирования" .

Более того, принципы способны "оказы-вать определенное воздействие на субъектов международного права на ранних стадиях разработки международных договоренностей", иногда еще до возникновения конкретной проблемы в области охраны окружающей среды. В зависимости от желания и действительного признания государством той или иной конкретной нормы международного права в качестве эталона своего поведения, отстаивания государством своей позиции относительно необходимости закрепления той или иной нормы на международном уровне и так далее, могут просчитываться последующие действия государств. Принципы позволяют соотносить реальное поведение с должным, исходя из духа основополагающих норм в той области отношений, где менее общие нормы отсутствуют либо их принятие осложнено причинами самого различного характера, начиная с политических разногласий между государствами и заканчивая проблемами юридической техники.

При изучении системы принципов международного права очевидно, что они не только взаимосвязаны, часто взаимообусловлены, но и что в международной практике возникают ситуации, когда имеет место "пересечение" принципов, которое, возможно, только создает иллюзию необходимости выбора. Pеальность же последней ситуации есть отражение явления совокупности, но не системы, все элементы которой необходимо создают ее. Поскольку возникновение такой проблемы возможно на уровне международного права в целом, то уместны аналогии при рассмотрении отраслевых принципов МЭП. Вопрос можно разрешить, избрав определенную точку отсчета, обращение к которой позволяло бы смягчать или даже нивелировать возможные противоречия, например, закреплением идеи охраны окружающей среды и ее признанием со стороны международного сообщества.

Особенность развития МЭП, действительная реализация норм его составляющих зависит от того, что определенные изменения в природе, которые могут быть очень динамичными, наблюдаются и оцениваются специалистами в области естественных наук. Их выводы и рекомендации должны находить отражение в соответствующих международных договорах, что способно расширять или наоборот сужать действие нормы МЭП.

Процесс может идти и путем изменения приложений международных договоров по охране окружающей среды. Это, в любом случае, доказывает необходимость дополнительного правового регулирования соответствующего вопроса. И здесь очевидна стабилизирующая, восполняющая пробелы и не нарушающая единства, не допускающая перерыва правового регулирования роль специальных принципов МЭП, характер которых позволяет заниматься решением даже вновь возникающих проблем в области окружающей среды без необходимости ожидания появления комплекса специальных норм. Таким образом, специальные принципы МЭП способны регулировать не только типичные ситуации в области охраны окружающей среды, но и неординарные, впервые возникшие в практике. Таково одно из самых привлекательных свойств принципов.

Наличие специальных принципов является хотя и не единственным, но, пожалуй, очень важным критерием существования отрасли, свидетельствующим о ее развитии и уровне специализации. Принципы дают представление о целом, следовательно, специальные принципы МЭП позволяют судить и о природе МЭП. Они обеспечивают связь между нормами, институтами и служат руководством в процессе регулирования международных экологических отношений.

Для полного признания существования специальных принципов МЭП потребуется время, практика постоянного обращения к ним в процессе регулирования отношений между субъектами международного права в области охраны окружающей среды, соответствующие решения международных судов и арбитражей и т. д. При этом наиболее очевидным доказательством существования специальных принципов МЭП будет служить их закрепление в международных договорах наиболее общего характера как с точки зрения предмета регулирования, так и субъектов, на которых может быть распространено действие таких принципов.

Формирование специальных принципов МЭП как его основы отражает, с одной стороны, понимание государствами международного характера проблем охраны окружающей среды. С другой стороны, реальное развитие системы специальных принципов МЭП обусловлено степенью готовности и способности государств действительно разрешать эти проблемы. Специальные принципы МЭП - это те правовые пределы, которые определяют границы поведения государств и которым должны соответствовать другие юридические нормы.

В известной мере специальные принципы МЭП являются нормами, конкретизирующими общепризнанные принципы международного права для целей правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды. Поэтому роль основных принципов в качестве правового регулятора осуществляется как через побуждение к формированию отраслевых принципов МЭП, так и через их непосредственное регулирующее действие в том случае, когда отраслевые принципы еще не сформировались либо в том случае, когда возникают серьезные разногласия по поводу существования того или иного специального принципа МЭП. Несомнен-но, регулирование будет в таком случае более общим, потребует более широкого толкования, но, тем не менее, отрицать его все-таки нельзя. Более того, в каждой отдельной отрасли международного права должны находить свое преломление основные принципы международного права, воздействуя на ту область международных отношений, которые стали настолько важными, что потребовали автономного комплексного правового регулирования.

Конечно, специальные принципы МЭП образуют комплексную систему, ибо только подчинение общей идее, в данном случае идее охраны окружающей среды, способно доказать единство, а не простую совокупность норм. Это означает не только качественную определенность феномена МЭП, но и естественную согласованность норм МЭП с существующими и вновь формирующимися специальными принципами МЭП. Pазвитие специальных принципов идет по такому пути, что наличие и реальное выполнение одного специального принципа во многом зависит от существования других специальных принципов. Это позволяет им быть системой, которая характеризует как общую природу, так и специфику международных отношений в области использования и охраны окружающей среды, могущих быть подвергнутыми правовому регулированию не только сегодня, но и в будущем.

Положения, формулируемые в различных международных документах, в том числе правового характера, и именуемые "принципами", могут и не быть таковыми для целей общего международного права и не являться отраслевыми принципами. Вместе с тем, с одной стороны "они отражают современное состояние международного права, а с другой - представляют собой определенный вклад в формирование достаточно новой отрасли - МЭП - и, таким образом, обладают определенным нормотворческим значением". Во многом такие рекомендации - хотя бы "мягкая" реакция на сложившуюся ситуацию, признание ее значимости, поиск подходов к ее правовому регулированию в будущем.

Хотя процесс формирования специальных принципов МЭП еще не завершен, в доктрине и практике накоплен и продолжает постоянно пополняться материал, требующий определенного переосмысления проблемы становления и развития специальных принципов МЭП. Так, некоторые принципы иных отраслей международного права (международного морского права, космического права, гуманитарного права) имеют природоохранительное значение и в этом смысле оказывают регулирующее воздействие на решение вопросов международно-правовой охраны окружающей среды. Однако в настоящее время существует тенденция понимания специальных принципов МЭП более широко и увеличения их числа именно за счет того, что учитываются нормы других отраслей международного права, имеющие природоохранительное значение, в том числе и принципы последних.

Конечно же, непосредственно для МЭП, впрочем, как и для любой другой отрасли международного права, вопрос должен стоять не о жесткой иерархии общепризнанных и специальных принципов, и даже может не столько об их соподчинении, а о необходимости соответствия специальных принципов МЭП основным принципам международного права. Это подтверждается и тем, что отрасли международного права развиваются таким образом, что регулирование ими соответствующих отношений происходит прежде всего на основе главных принципов международного права.

Определенным завершением формирования системы специальных принципов МЭП должно стать единообразное закрепление на международном уровне основы, определенной концепции охраны окружающей среды, а не просто свода правил в этой области. На необходимость подготовить под эгидой ООН всеобщую декларацию об охране окружающей среды и долговременном развитии, а затем и конвенцию и повысить действенность процедур предотвращения и урегулирования споров по вопросам охраны окружающей среды, указывалось уже давно.

И если специальные принципы МЭП, а также основные принципы, преломляясь через призму проблемы защиты окружающей среды, будут отражать эту концепцию, идею приоритета экологических интересов, понимание, что нет ни нравственных, ни правовых оснований использовать окружающую среду только лишь для экономически оправданной выгоды, то они смогут более эффективно регулировать взаимоотношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды. К тому же, чем адекватнее принцип отвечает проводимой политике государства в области охраны окружающей среды, тем проще в юридическом смысле создавать конкретные правовые нормы во исполнение принципа и тем вернее и полнее это содержание будет характеризовать установленный принцип. При этом практически любая международно-правовая норма по охране окружающей среды может быть отражением и конкретизацией специального принципа МЭП, способствуя его развитию.

Таким образом, в МЭП, с одной стороны, оказывается различным регулирующее воздействие тех или иных основных принципов международного права, а с другой стороны, складывается тенденция, когда с помощью основных принципов международного права происходит становление специальных принципов МЭП. Иными словами, укрепление взаимосвязи международных природоохранительных норм с принципами общего международного права отражает, в определенной мере, процесс формирования специальных принципов МЭП. Отсюда следует признание двоякой природы специальных принципов. С одной стороны, очевиден их самостоятельный характер, что связано со спецификой тех отношений, основу регулирования которых они составляют, а с другой стороны, специальные принципы международного экологического права тесно связаны с основными принципами международного права, которые, в свою очередь, являются регулятором всех международно-правовых отношений.

? ? ? ? ? ?